суббота, 22 августа 2009 г.

Записка1( хронологию не соблюдаю)

Апрель в Дюссельдорфе, как наш май ---всё в цветении...... Красота.... В скверике на меня из кустов, играючи , выскочил белый медведь, оказавшийся собакой, с таким же весёлым хозяином..... Вокруг такая бело –розовая- жёлтая весна, звонкие тpели дроздов, красивые здания и витрины, рассматриваю балконы с цветами и деревьями , окна на разный фасон, в кварталe, где вкусно пахнет пиццей , многолюдно....весёлая толпа, все едят, прогуливаются . Незаметно забредаю в почти безлюдный квартал- район Aкадемии Xудожеств.... тут же гигантские витрины прeстижных галерей и ни одного человека. Смотрю в витрины, от увиденного начинаю отчётливо чувствовать боль в позвоночнке: я в отчаянии, что я здесь делаю? Kак мне объяснить моим друзьям, что, такой передовой Запад выдаёт такое искусство? Никто не поверит...
Представьте себе письмо, написанное небрежным мужским почерком (скорее иммитация почерка), иногда с кляксами, изредкa с почеркушками. Это письмо увеличили (буква размером с тетрадный лист), разрезали на 6 или 8 частей и повесили в виде картин на стены галереи. Вот и вся экспозиция. Наверное опять каракули от какой - нибудь очередной знаменитости. Когда мне в таком стиле приходилось делать собственоручно кусок декорации на телевидении, за один вечер, в 80- ых., вот уж не думала что это может быть самостоятельным произведением искусства, да ещё выставляться в галерее, да ещё продаваться за баснословные суммы, т.к. это каракули немецкой знаменитости, а не мои, и потому неизмеримо более значительные и куча "независимых" искусствоведов напишут кучу хвалебных статей и монографий, заумным и витиеватым языком и куча народу поверит в этот бред, потому, что не хотят иметь своего мнения а всегда держит нос по ветру и страшно боятся показаться отсталыми и "тёмными". Захожу в галерею в самом центре Дюссельдорфа, возле оперного театра. Вижу то, что выставляли наши дизайнеры на просмотрах на втором курсе в 1980 - это были пластические формы из бумаги, просто упражнения, эскизы, а здесь эти резанные полоски бумаги или обьёмные гармошки, покрашенные во флоуресцентые цвета, с апломбом выдаются за высокое искусство и эксклюзивное мастерство. На стене висят фотографии "известного шедевра": пара кёльнских художников завесила гигантскими оранжевыми полотнищами живописные просторы знаменитого Нью-Йоркского парка. Я смотрела ТВ репортаж по-этому поводу... народ сильно возмущался, но находились, честно говоря, и люди, в основном молодые, которым это нравилось... Нет слов...



Знаменитая Дюссельдорфская Академия!!!! Ну-ну....Здание и вправду красивое....Все "независимые" журналисты работают во славу ея.... даже мой давно слепой сосед герр Крузе знает какая знаменитая Дюссельдорфская Академия Художеств... Внизу -открытые перегороженные мастерские, можно зайти посмотретреть.... я подумала, что идёт ремонт- дело было летом.... везде грязные затёки, деформированные каркасы, полное ощущение свалки – дух "правды жизни"..... всё что угодно, только не умение рисовать и писать, владея которым можно было выразить с начала времён всё что угодно--- это и называлось изобразительным искусством.... Местечковыми немецкими чиновниками умение рисовать и писать воспринимается , как крамола, награждается ругательным словом "Klassisch" и " Altmodisch"( старомодно). Ну, естественно, все средства массовой информации внушают мысль, что «настоящее» искусство не может быть красиво, классично.... Спасибо Джозефу Бойсу!!!.. Ко мне в Зигене зашла немецкая соседка , простая, малообразованная домохозяйка, на мои фигуративные работы она никак не отреагировала, её внимание привлекли исключительно абстрактные . Качество значения не имелo: целые здания старых отремонтированных фабрик заполнены "картинами"--- огромными холстами, закрашенными уродливыми, неумелыми, размашистыми каракулями-- Правда, каракули от знаменитостей отличаются от каракулей любителей наглостью и самоуверенностью, в то время , как "любительские каракули" часто испуганные и неуверенные. И таких " каракуливых" галерей -большинство.... Честно сказать , фигуративные( современные) ещё хуже--- я так понимаю, что здесь постановили, что искусство давно кончилось и никто больше не утруждает себя, не "заморачивается"... Однако -всё это «искусство» --- Это надо уважать и почитать.....Это висит в лучших престижных галереях, куда тебя даже на порог не пустят.....Пустят, если какие-нибудь организации договорились, например на правительственном уровне. Потом приглашаются "уважаемые люди", которые обязательно "что-нибудь" купят! Или пожалуйста за свои деньги, будь добр, 650 евро, 2 недели, 5 работ.. Транспорт и другие расходы свои, качество значения не имеет! Похожи такие выставки на клубный междусобойчик, на котором люди, которые имеют деньги на приобретение красок и холстов ( всё это очень дорого), зачастую не имея ни художественного образования (а оно здесь довольно странное) ни просто элементарного чутья
весело общаются между собой, пьют хорoшее вино, слушают музыкантов и совсем не смотрят на стены! Смотреть, как правило не на что....
И не надо слушать что и как говорит художник--- ведь это изобразительное искусство... Он ведь не поэт и не мастер художественного слова... Не покупайтесь на слова, не позволяйте себя дурачить!.. На западе пишут толстые монографии, чтобы успешно продать "товар" или "обуть лоха" если так понятнее.... А богатых лохов везде предостаточно...... Вспомните актёров, которые жалуются на плохих режиссёров, умело "вешая лапшу на уши", заманивают их в своё плохое кино..... Хороший художник не обязательно должен уметь говорить, картина ( или любой другой объект) должна говорить сама за себя ... Средства художника не слова, а кисти и холсты.
Трудно писать и говорить об изобразительном искусстве не показывая его (без ссылок на сайты, оригиналы , наконец). Казалось бы "это" надо видеть" ... Я тоже пыталась рассмотреть в и-нете Герхарда Рихтера – самого дорогого из ныне живущих немецких художников..... Вроде интересно, может быть он того стоит? Немного мутновато - не в фокусе. Я для себя решила, что резкоcть занижена для того, что-бы было невозможно скопировать...... И тут такая удача, я только приехала в Дюссельдорф а тут выставка.... . в среду вечером можно ходить бесплатно..... Огромная очередь (правда шла почему-то очень быстро)..... Подъезжали экскурсионные автобусы с людьми из провинции...... Вдруг вышел человек, что -то объявил и человек 15 покинули очередь.... Речь шла о том, что экскурсовода и сопровождающих выставку кино-показов, обьясняющих творчество художника- не будет....(????) Значит увидеть "это" живьём не так уж и важно... В Германии принято доверяться «специалистам» (даже по-грибы ходят со специалистом) "независимым журналистам" и другим умникам, которые «понимают в искусстве» и всё правильно растолкуют, расжуют и в рот положат! Я всё же увидела "это" сама..
В первом зале были огромные, деиствительно в расфокусе , грязно -серо-бурые пейзажи, напоминающие огромные некачественные мутные фотографии, навевающие скуку и уныние..... я непроизвольно щурилась, пытаясь глазами привести изображение в фокус..... Щурились и другие посетители - от невозможности "навести фокус" быстро возникло ощущение усталости и заболела голова..... В этом рacфокусе, очевидно, и заключался "прикол", та самая провокация, без которой немыслимо "современное западное искусство": довести ленивого , равнодушного (а часто и малообразованного) обывателя до взрыва эмоций.... Наверное любых.... будь то гнев, негодование , а может сексуальное возбуждение....Это не так важно....
B других залах висело 9 метровое "полотно", состоящее из повторяющегося орнамента каких-то крестиков и ноликов или шайбoчек и винтиков (а может гаечек и шурупчиков) 2-х видов в шахматном порядке, аж 9 метров красоты или "правды жизни" уж и не знаю..... и тоже как-то неуверенно мутновато..... гигантские ,тёмно-стального цвета, написанные сковороды " вид в анфас", чёрно-белые мутно-фотографические портреты, напоминаючие плохо отретушированные наши местечковые портреты "на могилку", которые, как позже выяснилось, продавались на Кёльнской Ярмарке Искусств за 18 тыс. евро. И несколько абстрактных работ, которые в печати и на экранах мониторов смотрятся довольно впечатляюще , в оригинале же – маленькие, жалкие, всё в том же духе, видeнные-перевиденные каракули.

Причём, Герхард Рихтер высокомерно заявляет, что понимание его полотен зависит от интеллектуальной состоятельности или несостоятельности зрителя... У кого же тут хватит смелости признать, что король-то голый....
У меня есть свой тест: - я пытаюсь слушать " музыку полотен" т.к. музыка является прообразом всех видов искусств и самое сильнодействующее ..... Ничего, кроме немецких военных маршей я так и не услышала...
И ещё я поняла, что мы изучаем и изучали историю мирового искусства по книгам, по открыткам, из телевидения , кино, сейчас через интернет...
А потом то и дело слышишь от знакомых художников, которые прорвались в Европу и увидели всё живьём, что Акрополь оказался таким маленьким!..... Венеция "попахивает" и голуби портят впечатление.... Лувр разочаровал...... Монмартр тоже...... Будучи в Минске, работая на телевидении мы часто обсуждали с коллегами , кто из художников достойнее, "глубже", профессиональнее и.т.д
Когда же я оказалась в Германии , я не раз вспоминала эти дискуссии с горькой ухмылкой.... и скажу искренне, даже наш " минский Монмартр - Пятачёк" воспринимается мною здесь по сравнению с немецким изобразительным искусством как Лувр....
В одной из витрин известной Кёльнской галереи я обнаружила запылённую коробочу с грязными птичьими перьями, покрытым густой пылью яйцом, серыми верёвочками и катушкой..... Наверно какой-то "художник" попыталься таким образом выразить воспоминание о военном детстве, запылённом разрушенном чердаке... и вызвать у зрителя, таким образом, цепь скорбных воспоминаний и купить " шедевр"...... Рядом стояла акварель, на которой были изображены грязноватого цвета круги, получающиеся , если окунёшь кисть в грязную акварельную воду и разбрызгаешь по бумаге...... Тут же в витрине лежали несколько толстых томов-монографий, убеждающих нас в величии художника и его причастности к мировому художественному процессу....
"Знаменитого".. самого дорогого из ныне живущих немецких художников Gerhard Richter (см. интернет, ) не хотели на 70 летие выставлять в Metropolitаn Muzeum in New York! Не нравился, но из уважения к статусу Германии всё-же выставили.....Статус страны имеет огромное значение..... Отсюда и дутая известность Академии.... Германия – цивилизованная страна, спору нет, но цивилизация и культура – разные вещи.... Какой- нибудь африканский певец из глубинки выдаёт намного более значимые результаты, чем вся немецкая попса..... А слово Культура или Kult Ur- старые культы- нечто обращённое к старым общечеловеческим ценностям, а не плодам цивилизации... Это моё мнение..
Иногда, когда современному художнику не хватает выразительных средств, он берётся за обекты, за инстоляции и др.....Получается, часто, интересно, остроумно, как правило у художников, владеющих ремеслом... Но когда человек не умеет держать кисть в руках и выдаёт свои "поделки" за особое видение, с претензией на авангард, за нечто передовое. Это тухлое "мессианство".... Получается то, что получилось сейчас в Европе: рынок искусства рухнул..... И быть сейчас "форматным художником" означает быть в глубокой .... " яме